 Александр Игнатьевич Шаргей (настоящее имя Юрия Кондратюка) родился 21 июня 1897 г. в Полтаве. Его мать, Людмила Львовна Шагрей (в девичестве Шлиппенбах), происходит из дворянского рода Шлиппенбахов – участников полтавской битвы. Вскоре после рождения Александра, мать тяжело заболела, была помещена в приют для душевнобольных, где и скончалась в 1910 г. Отец – Игнатий Бенедиктович Шаргей – человек яркий, одаренный, после рождения мальчика покинул семью и в 1910 г. умер от заражения крови. Воспитывался Александр в семье двоюродной бабушки Екатерины Кирилловны и деда Акима Никитича Даценко. Детские и юношеские годы будущего ученого прошли в атмосфере украинского патриархального быта. С 1910 г. Александр Шаргей учился во Второй полтавской мужской гимназии и уже тогда увлекся проблемой межпланетных перелетов. В 1916 году он поступил на механическое отделение Петроградского политехнического института и взялся за самостоятельную разработку теории космонавтики, но уже в ноябре того же года был призван в армию и зачислен в школу прапорщиков при одном из петербургских юнкерских училищ. После демобилизации в 1918 г., А. Шаргея мобилизовали в Добровольческую армию, из которой он вскоре бежал в Полтаву, а затем перебрался в Киев. В 1919 г. войска Деникина занимают Киев, и А. Шаргея снова призывают в строй. По пути из Киева в Одессу он бежал из эшелона, лишившись при этом всех документов. В 1918-1919 гг. А. Шаргей заканчивает свою первую рукопись "Тем, кто будет читать, чтобы строить". В этой работе, независимо от Циолковского, Шаргей вывел основное уравнение движения ракеты, привел чертежи и принципы будущей «трассы Кондратюка», схему пертурбационного маневра, описание четырехступенчатой ракеты и многое другое. При этом молодой ученый работает смазчиком вагонов, грузчиком, кочегаром. Когда пришли большевики, А. Шаргей в течение некоторого времени вынужден был жить на полулегальном положении, пока мачеха А. Шаргея Елена Петровна Кареева, которая очень любила и уважала пасынка, не раздобыла документы на имя Юрия Васильевича Кондратюка, скончавшегося от туберкулеза. Из-за «темных пятен» в биографии, поступать в советские вузы Шаргей-Кондратюк не решался, а попытка отправиться учиться за рубеж закончилась провалом – его задержали на границе.
 К концу 1925 г. Юрий Кондратюк завершает работу над очередным трудом — «Завоевание межпланетных пространств». В нем он более глубоко проанализировал проблемы, затронутые ранее, а также поднял ряд новых вопросов – снабжения спутников на околоземной орбите, ракетного топлива, тепловой защиты космических кораблей, описал конструкцию, органы стабилизации и управления межпланетного корабля. В 1926 г. он посылает рукопись в Москву в «Главнауку». Труд был высоко оценен крупнейшим на то время аэродинамиком профессором В. Ветчинкиным, который рекомендовал за счет государства издать книгу. С 1927 г. Ю. Кондратюк работает в Новосибирске в «Хлебопродукте» – участвует в строительстве элеваторов, читает лекции по механизации зернохранения. Кондратюком был предложен целый ряд рационализаторских предложений, многие из которых были воплощены в жизнь. Одним из самых значительных, и сыгравших трагическую роль нововведений была постройка элеватора «Мастодонт».

Зернохранилище вмещало 10 000 тонн зерна (мировой рекорд), оно было деревянным и построеным без единого гвоздя. Цель – удешевление постройки – была достигнута. При чем это не сказалось на ее прочности – зернохранилище простояло более 60 лет. Выделенные «Главнаукой» деньги на публикацию не дошли до адресата, и, без поддержки властей, Ю. Кондратюк в 1929 г. за свой счет издал «Завоевание межпланетных пространств» тиражом 2 000 экземпляров.
Арест Летом 1930 г. Ю. Кондратюк (лишь недавно назначенный заместитель главного инженера сибирской краевой конторы «Союзхлеб») был обвинен во вредительстве и арестован ОГПУ: местное руководство пришло к выводу, что «Мастодонт» не выдержит запланированных 10 000 тонн зерна и развалится. Ю. Кондратюка осудили на три года лагерей, которые позже заменили ссылкой в Западную Сибирь. С 1931 г. ученый направляется на работу в специализированное бюро для заключенных-инженеров по проектированию угольных предприятий. Работая в бюро, Ю. Кондратюк получил патент и авторское свидетельство в области горношахтного оборудования, им были опубликованы статьи по ряду специализированных проблем. В неволе Ю. Кондратюк ознакомился с условиями конкурса на эскизное проектирование Крымской ветроэлектростанции, объявленного Наркоматом тяжелой промышленности. Проектирование было завершено в 1932 г., и вызвало фурор в научных кругах. Вскоре авторы проекта получили разрешение ГПУ на поездку в Москву. По просьбе Наркомтяжпрома (и при содействии инициатора этих работ С. Орджоникидзе) в 1933 г. Кондратюка досрочно освобождают. Окончательно технический проект был доработан в 1934 г. в харьковском Институте промышленной энергетики, в который был приглашен работать Ю. Кондратюк. Во время одного из приездов в Москву Ю. Кондратюк получил предложение о сотрудничестве от С. Королева. Понимая, что он не пройдет анкетную проверку, ученый был вынужден отказаться. В октябре 1937 г. Ю. Кондратюка по инициативе видных советских ученых представили на соискание степени доктора наук. Но ВАК отклонил это представление на основании характеристики с места работы, в которой утмечалось «отсутствие политического лица» соискателя. В 1937 г. на горе Ай-Петри в Крыму началось строительство ветроэлектростанции, однако уже в 1938 г. было принято решение о прекращении строительства. Следующие два года до начала Великой Отечественной войны Ю. Кондратюк занимался проектированием малых опытных ветровых электростанций в Проектно-экспериментальной конторе ветроэлектростанций. С началом Великой Отечественной войны Ю. Кондратюк уходит на фронт в составе Московского ополчения в должности помощника командира взвода роты связи стрелкового полка. Погиб в боях с противником 25 февраля 1942 г.
Другая версия Существует неофициальная версия судьбы Ю. Кондратюка – после 1942 г. Согласно этой версии, ученый не погиб, а был взят в плен немцами и впоследствии работал вместе с Вернером фон Брауном над проектом "Фау-2", и, в дальнейшем, возможно, мог перебраться в Америку. В пользу этой версии говорит тот факт, что при реализации проекта "Apollo", в значительной степени разработанном немецкими специалистами, были использованы многие идеи Ю. Кондратюка. В противовес этому утверждается, что идею спуска и старта посадочного модуля на поверхность Луны, при котором основной космический корабль остается на орбите, американцы почерпнули из книги «Завоевание межпланетных пространств».
На последок Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Совета РСФСР 26 марта 1970 года реабилитировала Ю. Кондратюка за отсутствием состава преступления. Именем Ю. Кондратюка назван кратер на Луне. Многие решения, предложенные Ю. Кондратюком используются и будут использованы по мере развития космонавтики. Труды «Тем, кто будет читать, чтобы строить» (1919)
В этой работе, независимо от Циолковского, Ю. Кондратюк оригинальным методом вывел основное уравнение движения ракеты, привел схему и описание четырехступенчатой ракеты, камеры сгорания двигателя, параболоидального сопла, системы управления ракетой от гироскопов и применения плавающих гироскопов для ориентации. В работе было предложено: • использовать сопротивление атмосферы для торможения ракеты при спуске; • располагать базы снабжения космических кораблей на орбите искусственных спутников Луны или на Луне; • добывать топливо из лунных пород; • при полетах к другим планетам выводить корабль на орбиту космического тела, а для посадки на них и возвращения на корабль применить взлетно-посадочный модуль (реализовано американским агентством NASA в программе Apollo); • использовать гравитационное поле встречных небесных тел для доразгона или торможения космического аппарата при полете в Солнечной системе (пертурбационный маневр); • использовать солнечную энергию с помощью зеркал-концентраторов для питания бортовых систем космических аппаратов; • размещать на орбите зеркала для освещения поверхности Земли, изменения климата планеты и межпланетной сигнализации. «Завоевание межпланетных пространств» (1929)
В книге ученый изложил последовательность первых этапов освоения космического пространства, более подробно освещены вопросы, затронутые в первой книге. В работе было предложено: • снабжение искусственных спутников Земли с помощью ракетно-артиллерийской системы (реализовано в виде транспортной системы «Прогресс»); • прогрессивная тепловая защита космических аппаратов; • использование в качестве ракетного горючего некоторых металлов с высокой теплотой сгорания, металлоидов и их водородных соединений; • устройство частей космического корабля, органов его управления и стабилизации. 
|